Положение дел
По словам Сергея Баклицкого, на сегодняшний день информации о положении на границах кроме как от водительского состава нет, поскольку сайт Центрального таможенного управления (ЦТУ) с 18 ноября не публикует информацию количестве грузовиков в очередях и только в 9 утра 21 ноября появились некоторые цифры. Поэтому узнают о ситуации в АСМАП через перевозчиков, которые непосредственно оформляются в пунктах пропуска.
Так, 20 ноября на переходе «Троебортное» украинско-российской границы, по словам водителя, приходится проводить в ожидании от 2 до 2,5 суток. Именно столько времени проходит, начиная от постановки фуры в очередь и до завершения процедуры на российской стороне. Очередь на выход из Украины на украинской стороне составляла 3,2-3,5 км, это 150-175 грузовиков. Вся нейтральная территория между пунктами пропуска полностью заполнена грузовиками, в том числе и наш накопитель, поскольку украинская сторона оформляет грузовики быстрее, и старается максимально подтолкнуть наши таможенные органы для оформления.
- Сегодня связались с двумя водителями – они простояли в очереди двое суток. – Рассказал Сергей Баклицкий. – Сейчас на украинской стороне около ста грузовиков. И это не считая тех, что находятся в накопителе и в нейтральной зоне. Ранее до этих нововведений время пересечения границы от постановки в очередь до выхода из российского пункта пропуска составляла максимум 12 часов, а сейчас 2 суток. Время ожидания услуги страховой компании «Арсеналъ», оформляющей документы – около 3 часов. В то время как ранее книжки МДП таможенные органы оформляли максимум до 1 часа. Также в Ильичевск прибыли два парома из Турции, на каждом из которых около 200 грузовиков. На какие погранпереходы они пойдут трудно сказать, но основные погранпереходы в которых сохраняется напряженная обстановка, это МАПП «Троебортное» и «Новые Юрковичи». Надо сказать что сегодня на сайте ЦТУ была опубликована информация, но она с теми данными, которые сообщают водители совершенно не корреспондируется. Честно говоря, я не склонен думать, что можно обвинить в необъективности простоявших двое суток водителей – отвечая на вопросы, они действительно обрисовывали реальную ситуацию.
Новые времена – новые цены
Кроме того, по словам Сергея Баклицкого, помимо потерь во времени при таможенном оформлении, дополнительно перевозчики вынуждены нести затраты, которые навязываются такой структурой как «Арсеналъ» на российско-украинских пунктах пропуска:
- В частности по ранее существовавшей системе TIR Carnet (или книжка МДП) стоил в пределах 1900 рублей. Нам объявили что услуга «Арсенала» будет стоить 1500 рублей. Появился посредник ООО «Славяне» (один из агентов «Арсенала»), который обещал, что будет брать 300 рублей за услуги. Итого – 1800 рублей. Сегодня ООО «Славяне» говорит о том что будет взимать 1500 рублей. Итого (1500 рублей и 1500 рублей) уже 3 тысячи. Какая расценка будет завтра – не знает никто. Плюс ко всему эти затраты складываются в том случае, если у водителя на руках есть книжка МДП. Если же ее нет, то за еще некие непонятные услуги водителю приходится платить 3600 рублей. Отдельно интересен тот момент, что чтобы уложиться в упомянутые 3000 рублей нужно иметь TIR Carnet, который таможня не признает.
Как рассказал эксперт, еще более тяжелая ситуация складывается в Смоленской области по автомобилям, которые приходят под таможенным сопровождением из Беларуси в «Красное» Смоленской области. Там закрывают книжки МДП и навязывают перевозчикам услуги, цена которых зашкаливает. В частности от МАПП «Красное» на российской границе до ближайшего склада временного хранения расстояние 70-80 км, тут навязанные услуги все вместе составляют 14729 руб. В другом случае, до Ярцевского таможенного поста от Смоленска – 120 километров – цена 25600 руб. Перевозчику из Калининграда, который перевозил грузы из Литвы в Казахстан сперва был выставлен счет за транзит в размере 151 тыс. руб., а потом после оплаты указанной суммы, с формулировкой «курс изменился», была названа новая цена – 165624 руб.
- То есть практически фрахт стоит меньше, чем стоимость обеспечения для того чтобы транзитом пройти российскому перевозчику по своей родной земле. С подобными случаями мы сталкиваемся ежедневно, стараемся повлиять¸ уточнить расценки, но какими критериями пользуются брокеры при взыскании таких сумм по обеспечению – совершенно непонятно. Сегодня ситуация складывается таким образом, что рост издержек на транспортные расходы практически непредсказуем. То же касается и временных затрат на простои. Перевозчики в этой ситуации должны искать выход для того чтобы выжить, свести концы с концами и минимизировать эти затраты, – считает Сергей Баклицкий.
Чего ждать?
Отвечая на вопрос нашего портала о реакции на обращения к представителям власти, Виталий Шаманов пояснил следующее:
- На уровне правительства мы ожидаем скорой встречи на уровне первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова, которая должна состояться с участием заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, и на которой мы надеемся расставить все точки над «i» по этим вопросам.
В свою очередь Сергей Баклицкий, подводя итоги, высказал следующее мнение:
- Суть сегодняшней ситуации заключается в том, что на фоне серьезного кризиса мы видим, что у нас идет провал и по фрахтам и на сегодняшний день у перевозчика с каждого рейса остаются гроши. Сегодня эти 2-4 тысячи рублей он должен оставить на границе брокерам. И возникает закономерный вопрос – во имя чего он должен стоять в очереди и нести колоссальный риск, свойственный этой профессии? Нынешние действия направлены на прекращение существования отрасли, и учитывая применяемые методы, думаю достижение этой цели уже не за горами.